Йоруба считают, что Эшу есть все то, что вы о нем не думаете, и он никогда не является тем, что вы о нем думаете. Он не принадлежит оришам (духам неба), но также не принадлежат и к онилам (Onile, духам земли): он есть дух в «себе». Он открывает двери и закрывает их, он всегда будет делать то, что вы хотите. И, тем не менее, он исполнит ваши пожелания буквально, так что будьте с ними аккуратнее! В той путанице, что возникает, мы виноваты сами: Эшу просто показывает нам, что мы — не то, что думаем о себе. — Олег Чернэ

Если индийская йога это, по сути, удержание непривычных положение тела и особые типы замедленного дыхания, а даосская йога — «внутренняя алхимия тела», накопление жизненной энергии (Ци), то в африканской йоге главная идея, и инструмент развития — это ритм.

Африканская йога подходит всем без исключения, в том числе тем, кто считает, что совершенно не чувствует ритм и не обладает слухом даже в малейшей степени — первое, чему вас научат, это, опять же, ритму!

«Африканская йога — это учение об африканском теле, где в основе всего лежит искусство преобразования посредством работы тела и сознания с различными ритмами. Это искусство позволяет познать глубину переживания, связанную с нашей природой, движения и чувственное наполнение, имеющее свои ритмические законы проживания. С древних времен африканцы изучали связь движения и ритма, что позволяло им познавать глубокие внутренние преобразования. Это, собственно, и помогало им находиться в настройках на определенные вибрации существования, которые впоследствии были ими отклассифицированы. Таким образом, сама жизнь африканца становилась сродни танцу… Основные способы развития в африканской йоге исходят из двух основных параметров: это умение настраиваться и умение переживать ритм, что также можно обозначить как умение слушать, умение двигаться, умение дышать, умение чувствовать. Знания африканской йоги строятся на искусстве понимания ритма через восприятие его сознанием и телом. В африканской йоге познать себя — значит, познать свой ритм», — пишет об африканской йоге ее знаток и практик Олег Чернэ.

Ну хорошо, понятно, что «африканская йога» — если этот синтезированный в 1970-е годы термин вообще уместен в приличной компании — может быть любопытна малоподвижным и ослабленным людям. Так как общеоздоровительный эффект умеренных и регулярных занятий любыми, и в т.ч. африканскими народными, танца- самоочевиден. Но в «африканской йоге» интересны не только ритмы, в ней есть своя мистика, о которой узнают опытные практикующие.

А йогам, у которых и так со здоровьем все нормально, это интересно? Тоже да! Ведь движение — своего рода дополнение к статике, которая преобладает в классической хатха-йоге. Любой терапевт ЛФК подтвердит важность движения, физзарядки, пользу танца.

Ритм — это энергия. Энергия — это движение. Движение — это лекарство и защита от стресса! Эту простая формула физического и ментального здоровья многолика и проверена временем и наукой.

Ну, а есть ли во всем этом «африканском» какая-то изюминка, что-то более мистическое, чем «магия» красивых черных тел и барабанных ритмов, пробуждающих низшие центры? А пожалуй, что тоже ДА! Даже беглый взгляд на движения, используемые в «африканской йоге», позволяют связать эти практики и с йогой, и с цигун, и с восточными единоборствами. Несомненны какие-то общие корни! А динамика, «поток», текучесть сегодня настолько в моде, что нет сомнений — африканская йога скоро будет писаться без кавычек и прочно войдет в график занятий модных фитнес- и йога-центров. И это чудесно! Ведь, как говорится, «Шри Адинатха (Шива) дал 250 000 путей достижения Лайи (Растворения в Высшем)…» (Сватмарама, «Хатха-Йога-Прадипика», 4.65).

По материалам сайта: hanuman.ru