В книге «Йога. Бессмертие и свобода» Мирча Элиаде пишет, что термин «шанти» происходит от корня шам, который первоначально имел значение угасания огня, гнева, возбуждения, «жара», производимого демоническими силами. Индиец ведийских времен, объясняет Элиаде, чувствовал опасность, идущую от магии, он не хотел поддаваться соблазну обладать избыточными силами — точно так же, как позже йогин старался преодолеть искушение пользоваться сверхспособностями (сиддхи).

То есть, изначально шанти — отсутствие суеты, тревоги. Не случайно в санскрите есть и противоположный термин — ашанти («отсутствие мира ума», «беспокойство»). По другой версии, шанти – это состояние спокойного, созерцательного благоговения, противоположностью которого является дасатва – состояние рабского подчинения Божьей воле и полного отказа от воли собственной. Кроме того, иногда шанти трактуется как высший покой и даже отождествляется с состоянием нирваны в буддизме.

Вот как описывает шанти в книге «Слияние с Шивой» Шивайя Субрамуниясвами: «Семь высших чакр вращаются по часовой стрелке, и это вращение создает шанти — наростающее внутренне ощущение покоя. Для многих это конец пути — достижение покоя (шанти). Но в соответствии с моим опытом, когда человек достигает шанти, это знаменует начало пути — его вторую часть, второй уровень. Именно отсюда, с достижения шанти, начинается практика раджа-йоги».

Шанти не упоминается в «Йога-сутрах», зато встречается в Ригведе (первой из Вед) и в Упанишадах в составе так называемых шанти-мантр. «Вознося хвалу, можем ли мы в суровых и непреложных ступенях увидеть наслаждение жизнью, данной Богами. ОМ шанти шанти шанти» (Ригведа).

Что касается йоги, то словами «ОМ шанти шанти шанти» сегодня принято заканчивать практику. Это не религиозный ритуал, а просто искреннее пожелание добра. Есть несколько версий, почему «шанти» троекратное. По одной из них, мы желаем мира сначала всей планете, затем тому обществу, в котором живем, а потом покоя себе самому. Таким образом, шанти – это не покой на блюдечке. Шанти – это культивирование спокойствия через произнесение самого слова и внутреннее намерение.

Вот какую рекомендацию дает Свами Шивананда в своей «Золотой книге йоги»:

Когда вы сердитесь, выпейте немного воды. Она охладит мозг и успокоит возбужденные, взвинченные нервы. Повторите десять раз «Ом шанти». Сосчитайте до двенадцати. Когда вы закончите счет, гнев утихнет.

Автор: Александра Белуза. Материал с сайта yogajournal.ru