Чапаев Пелевина говорил: «Есть в Индии такая древняя книга… Так вот там написано, что у человека ум – это как у казака лошадь. Все время вперед нас движет, только нынче у людей совсем другой коленкор пошел. Никто с этой своей лошадью совладать не может, и поэтому она, можно сказать, удила закусила, и не всадник теперь ей управляет, а она его куда хочет, туда и несет. Так что всадник и думать забыл, что он куда-то попасть хотел. Куда лошадь выбредет, там и едет.»

Ум обычного человека подобен неукротимому жеребцу.
Ум обычного человека подобен неукротимому жеребцу.

Средневековые книги по йоге утверждают, что каждому живому существу отпущено на всю его жизнь определенное количество вдохов-выдохов. Поэтому, чем медленнее человек дышит, тем медленнее он расходует свой жизненный ресурс и тем дольше он живет. В качестве доказательства приводятся сведения о частоте дыхания и продолжительности жизни разных видов животных.

Доказательство это, конечно, так себе, потому что немало есть животных, частота дыхания которых почти такая же, как у человека, а продолжительность жизни значительно короче. А научных исследований на эту тему никто не проводил. Но, как говорится, отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия самого явления.

Частота нашего дыхания зависит от многих факторов. Но у здорового человека она напрямую связана с его эмоционально-психическим состоянием и активностью ума. В спокойном состоянии мы дышим медленнее, во время возбуждения, независимо от причины его вызвавшей, будь то радость или гнев, дыхание учащается.

Обычно мы не обращаем внимания на свое дыхание и не следим за ним. Дыхание осуществляется автоматически. Но, в отличие, например, от сердцебиения, дыханием мы можем в некоторой степени управлять, убыстряя его или замедляя по своему желанию усилием воли. Если человек не может замедлить свое дыхание, не может дышать медленно, это говорит о беспокойном состоянии ума, о том, что мысли в голове скачут как бешеные кони. То есть невозможность контролировать дыхание свидетельствует об отсутствии контроля над состоянием ума.

Как сбежать из тюрьмы

В индийском эпосе есть красивая история о человеке, несправедливо осужденном на смертную казнь и заточенном в ожидании исполнения приговора на последнем этаже высокий башни с одним-единственным окном. Когда его верная и преданная жена пришла к этой башне и спросила, что она могла бы сделать для него, узник высказал странную просьбу. Он попросил принести к подножию башни таракана, капельку меда, шелковую нить, моток веревки и крепкий канат. Потом он повелел жене привязать к ноге таракана шелковую нить, помазать его усики медом и посадить на стену башни, что женщина и исполнила. Таракан, чувствуя запах меда впереди себя, пополз вверх по башенной стене, таща за собой шелковую нить, и дотянул эту нить до окошка тюремной камеры. Тогда узник попросил, чтобы к другому концу нити, который остался на земле, жена привязала веревку, а к концу веревки – канат. Так узник сначала затащил к себе в окошко нить, потом веревку, а потом и канат, по которому благополучно спустился и сбежал из своей темницы.

Эту красивую историю приводят для иллюстрации связи между дыханием, деятельностью ума и жизненной энергией – праной: так же, как канат движется за веревкой, а веревка за нитью, мысль движется за дыханием, а прана движется за мыслью. То есть наша жизненная энергия направляется туда, куда направлены наши мысли. А куда они направлены большую часть времени? Они направлены практически постоянно на внешние события, на других людей, на наше стремление производить впечатление, на наши ожидания, эмоции, сожаления, мечты о будущем, воспоминания о прошлом и т.д. А вслед за мыслями, так же вовне, устремляется прана. Не контролируя свои мысли, мы теряем и нашу жизненную энергию – прану.

Когда ресурсы жизненных сил, имеющиеся у нас от рождения, истощаются, начинаются болезни, активизируется процесс старения. Но потеря жизненной энергии может проявляться не только этим, но и разрушением значимых личных отношений, и ухудшением дел в социальной сфере и так далее.

Замедляя дыхание, мы тормозим «мыслемешалку» в голове и экономим свои жизненные силы. Если дышать медленно не получается, стоит обратить внимание на то, что творится у нас в уме и в эмоциональной сфере.

С незапамятных времен, чтобы обуздать мысли, используется практика наблюдения за дыханием. Нужно сесть в удобное положение с прямой спиной и сконцентрироваться на дыхании. Понаблюдать за тем, как на вдохе воздух соприкасается со слизистой оболочкой носа, как струя воздуха продвигается по дыхательным путям, отметить, как вдох переходит в выдох и точно так же наблюдать за выдохом.

Чем более беспокоен ум, тем более он нуждается в такой практике, но тем труднее ее выполнить. Буквально уже через несколько секунд ум отвлекается, мысли снова начинают блуждать, внимание рассеивается, и практика на этом заканчивается.

В таких случаях можно попробовать «пойти другим путем» и сделать все наоборот: сесть в удобное положение с прямой спиной и… думать! Позволить своему уму передумать все мысли, которые у него есть, наблюдая за этим процессом как бы со стороны. Полезно и интересно отследить, откуда и как появляются мысли, как одна мысль порождает и сменяет другую, какие из них доминируют, и что вообще крутится у нас в голове. Рано или поздно эта энергия иссякнет, и тогда легче будет выполнять практики концентрации и замедленного дыхания. И постепенно появится возможность контролировать ум, а вместе с этим придет и навык рационального использования своих жизненных сил.

Автор: Ольша Прилепова. По материалам сайта: dayoga.ru